?

Log in

No account? Create an account

Кубинские страницы

Заметки об истории, культуре и людях Острова Свободы


Previous Entry Поделиться Next Entry
Эрик Туссен: Проблемы Кубы
cuba-russia
cuba_russia

Есть ряд факторов, как внешних так и внутренних, которые способствуют созданию сложной и напряженной ситуации на Кубе. В кубинской экономике можно выделить пять уровней, на которых сильнее всего отразился мировой финансовый кризис:

1. - Цена за тонну никеля экспортируемого Кубой упала на мировом рынке с 50 000 до 10 000 долларов за период с 2008 по 2009 гг.
2. - Хотя приток туристов несколько вырос в 2009 году, они значительно сократил свои траты, а следовательно, поступления от туризма уменьшились на 10%.
3. - Падение цен на нефть, которое непосредственно ударило по Венесуэле, отсрочило платежи за услуги, предоставляемые Кубой венесуэльскому народу, в частности в области здравоохранения.
4. - Все еще существующие последствия от ущерба, нанесенного острову сильными ураганами в 2008 году.
5. - Сохранение эмбарго со стороны правительства США. Новый президент Барак Обама не отменил даже запрет на въезд на Кубу американских граждан с целью туризма или для лечения. Учитывая территориальную близость двух стран, американские туристы могли бы значительно увеличить доходы от туризма на острове.

Следствием всего этого является несбалансированность (дефицит) торгового баланса Кубы, поскольку стране приходится импортировать большую часть продуктов питания для внутреннего потребления. Правительство отреагировало резким сокращением импорта, которое повлияло на повседневную жизнь кубинского народа. Трудности снабжения продовольствием в первую очередь отразились на рядовых кубинцах. Следует отметить, что в отличие от подавляющего большинства развивающихся стран, на Кубе никто не умирает с голоду, и дефицит продуктов питания среди населения не является значительным. Кубинцы не страдают от нехватки питательных веществ в рационе. В стране, где неравенство по-прежнему значительно ниже, чем в соседних странах, население имеет доступ к надлежащему питанию и медицинскому обслуживанию и качественному образованию. В 2009 году средний кубинец получал 3200 калорий в день, при минимальной национальной норме 2600 калорий. Тем не менее, значительная часть населения разочарована в своей повседневной жизни, так как должна тратить свое время на стояние в длинных очередях в продовольственных магазинах. Кроме того, цены на некоторые продукты, например на картофель, выросли в два раза.

Куба имеет ограниченный доступ к внешнему финансированию

76CC3F07-58DF-4879-B0DB-091EA98B3908_mw1024_n_s

Мы должны помнить о том, что Куба не является членом Международного валютного фонда или Всемирного банка. Таким образом, Куба не страдает от их условий, но и не просит у них кредит. Кроме того, страны-члены Парижского клуба несколько лет отказываются предоставить ссуду острову. Впрочем, если вдаться в подробности предоставления этих заемов, то об этом вряд ли стоит сожалеть [1]. Международные частные банки, даже если готовы предоставить кредит, требуют слишком высокую надбавку за риск, чтобы защитить себя от эмбарго США. В частности, большинство кредитов Куба получает от Китая, Бразилии и Венесуэлы. Эта ситуация очень разочаровывает, поскольку страны региона, которые сформировали в Канкуне в феврале этого года, Содружество Государств Латинской Америка и Карибского бассейна (в которое вошли все страны континента, за исключением США и Канада), располагают примерно 500 млрд. долларов валютных резервов. Вместо того, чтобы использовать эти резервы для продуктивных инвестиций в регион, или помочь некоторым южным странах с неуравновешенным торговым балансом, значительная часть этих средств предоставляется правительству США в виде оплаты за облигации казначейства [2]. Ситуация огорчает, потому что в политической сфере, создание этой новой организации позволяет положить конец той аномалия, которая существовала в течение почти полувека, - Организации американских государств (ОАГ), со штаб-квартирой в Вашингтоне, и из которой Куба была исключена под давлением американских властей. Задержка с запуском Банка Юга, основанного семью странами [3] (деятельность которых, во всяком случае, ограничиваются Южной Америкой), также не позволяет рассмотреть возможность кредитования Кубы в ближайшее время. Наконец, банк стран АЛБА, [4] находится только на этапе своего создания, да и страны члены союза не достаточно богаты, за исключением Венесуэлы, чтобы быть достаточно стабильным источником финансирования для Кубы.

Необходимые реформы в сельскохозяйственном секторе

o-AGRICULTURA-CUBA-facebook

Охватив внешние факторы, теперь коснемся факторов внутренних. Итог 50 лет кубинской аграрной политики отрицательный, потому что, как мы уже говорили, более половины потребляемых на острове продуктов питания приходится на долю импорта. Таким образом, Куба далека от продовольственного суверенитета. Для исправления этой ситуации, власти сравнительно недавно сдали почти 1 миллион гектаров сельскохозяйственных земель в пользование 100 000 семей. Это положительное решение, тем не менее вряд ли будет достаточным для решения всех проблем, связанных с этим сектором. Отвечая на вопрос о своей политике в отношении прав собственности, власти отвечают, что в данный момент не рассматривают введение законодательных поправок, которые позволили бы расширить частную собственность на сельском хозяйстве и на сектор услуг (см. вставку). Власти стараются, совершенно справедливо, предотвратить возвращение крупных землевладений. В самом деле, следует принять меры, чтобы препятствовать реконструкции капиталистических производственных отношений и отношений собственности, как в сельском хозяйстве так и в других секторах кубинского общества. Но наблюдатель понимает, что именно в сфере небольшой частной семейной собственности производство продуктов питания является наиболее эффективным. Тем не менее, это представляет собой лишь небольшую часть всех пахотных земель на Кубе. Государство могло бы увеличить число семей, имеющих доступ к частной собственности, при условии производства продуктов питания. Этим фермерским семьям должна быть запрещена продажа земли третьим лицам, дабы избежать концентрации земельной собственности в одних руках, и следовательно, восстановления крупных землевладений. Государство могло бы стимулировать расширение и стабилизацию продуктивного фермерства на основе семейных хозяйств, которые могли бы производить достаточное количество качественных продуктов питания. Семьи, которые работали бы на земле, которая им принадлежит, должны были бы непосредственно участвовать в производстве и иметь возможность нанять работников, чтобы те им помогали, при условии, что они будут строго соблюдать трудовое законодательство, обеспечивая надлежащие условия труда, достойную зарплату и социальное обеспечение работников. Таким образом, частный сектор ограничился бы семейным рыночным производством, которое могло бы сосуществовать с государственным и кооперативным сектором. Можно было бы также, вместе с этими секторами, развивать сельскохозяйственное производство муниципальное, городское или полугородское, под управлением муниципальных образований. В самом деле, за последние 20 лет, кубинцы разработали производство на пригородных огородах и достигли высокого уровня эффективности. Этот опыт мог бы быть усилен.

Сельскохозяйственные земли в собственности на Кубе
Автор: Даниэль Муневар Састре
На момент победы кубинской революции в 1959 году, концентрация земель была достаточно высока: 9% хозяйств аккумулировали 73% земли [5]. Аграрная реформа, проводимая в период с 1959 по 1963 гг. постепенно сократила концентрацию земли в частной собственности за счет уменьшения размера допустимого имущества. С 1963 года максимальный размер хозяйства был сокращен до 67 гектар, в то время как более крупная собственность была национализирована. К 1989 году 82% от общей площади страны и 73% сельскохозяйственных земель принадлежали 385 госпредприятиям [6].
Экономический кризис, вызванный распадом Советского Союза вынес на первый план проблемы сельского хозяйства на острове. В качестве ответных мер правительство начало искать альтернативные возможности для снижения зависимости от импорта продовольствия. В 1993 году были созданы UBPC (Базовые единицы кооперативного производства), чтобы стимулировать производство. В 2000 году сельскохозяйственные кооперативы занимали 43% от общей площади и 61,3% от сельскохозяйственных земель [7]. Тем не менее, недавний продовольственный кризис указал на проблемы этой инициативы. После двух десятилетий с момента своего создания почти треть сельхозкооперативов не приносит прибыли. Эта ситуация, наряду с обвинениями в коррупции и отсутствием демократического контроля в кооперативах, привела в 2009 году к ликвидации 139 и слиянию других 76 сельхозкооперативов [8]. Несмотря на сложившуюся ситуацию, кооперативы все еще занимают 42% земель на Кубе на 2010 год, в то время как правительство продолжает искать альтернативы для увеличения сельскохозяйственного производства.


Рабочий контроль, самоуправления, социальный контроль, организация форумов для дебатов

Однако непременным условием для решения проблем Кубы является качественное увеличение народного участия, которое может быть выражено в различных формах: рабочий контроль, самоуправление, гражданский контроль, организации форумов для открытого обсуждения, и так далее. Действительно, основная проблема Кубы в том, что рабочие и широкая общественность не чувствуют себя непосредственными участниками принятия решений, которые касаются их работы (условия работы, назначения продукта их деятельности, обслуживание инструментария и т.д.). Это приводит к низкой производительности труда, халтурному отношению к работе и большому количеству краж на рабочем месте. Это является важным внутренним фактором, который объясняет слабые места кубинского режима. Это правда, что история двадцатого и начала двадцать первого века предлагает мало примеров прочного и успешного опыта контроля трудящимися и самоуправления. В странах, которые пытались проводить социалистические реформы, они быстро искажались под влиянием бюрократии и авторитарии, а затем и вовсе деградировали. Несмотря на объективные и субъективные трудности, без радикального прогресса в этом отношении, все попытки модификаций и реформ, скорее всего, будут обречены на провал и, как следствие, их место займут отчаяние и разочарование. Отвечая на вопрос о возможности участия населения, власти дают уклончивый ответ.

Запоздалый конец "продовольственной книжки"



Еще больше года назад кубинское правительство решило, в рамках мер, последовавших после сокращения государственных доходов, постепенно положить конец существованию "продовольственной книжки". Что такое эта книжка? Это талоны, которые есть у каждого кубинца, на основные виды продуктов и товаров, позволяющие купить их по очень низкой, почти символической цене. Эти продукты обеспечивают около 30% потребности в питании. По официальным оценкам, это обходится государству в 1 млрд. долларов в год. Для обеспечения всего населения этими субсидируемыми товарами из книжки, государство тратит эту сумму либо на импорт товаров, либо на выкуп их у местных производителей. Подавляющее большинство кубинцев считают книжку одним из своих великих достижений. В нынешней ситуации, похоже, что правительство понимает что отмена продовольственной книжки вызовет огромное недовольство народных масс. Вполне вероятно, что они откажутся от ее отмены в этом году или в течение ближайших двух лет. Но от этого решения окончательно не откажутся.

Вот уже 20 лет мы слышим бесконечные предрекания неминуемого краха режима Кастро и восстановления капитализма. Ни одно из них не сбылось, и Куба остается страной, где капитализм был ликвидирован 50 лет назад в ходе революции. В условиях блокады США, которую каждый год осуждает более 98% членов Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, страна снова сталкивается с рядом проблем, которые сможет преодолеть только с помощью обновления активности масс.

© Эрик Туссен



Примечания

[1] Куба приостановила платежи по своим долгам перед Парижским клубом в середине восьмидесятых годов (см. также Damien Милле и Эрик Туссен, "60 preguntas/60 respuestas sobre la deuda, el FMI y el Banco Mundial", Icaria Editorial/Intermón, Barcelona 2010).

[2] См. Эрик Туссен, "El Banco del Sur y la nueva crisis internacional", El Viejo Topo, Mataró, 2008, глава 1.

[3] Там же

[4] АЛБА (Боливарианская альтернатива для народов Америки), альтернативный интеграционный проект, предложенный в 2003 году президентом Венесуэлы в ответ на ALCA (Зона свободной торговли Северной и Южной Америки), инициативу США. Организация существует с 2004 года, в настоящее время в нее входят Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Эквадор и Антигуа и Барбуда. Предполагаемая интеграция включает в себя проекты в области финансов, образования, инфраструктуры, науки и техники, энергетики, окружающей среды и т.д. Наиболее важной инициативой до сих пор является "Петрокарибе", которая предусматривает льготную продажу венесуэльской нефти другим странам-членам. Во время своего пика в 2008 году общая стоимость экспорта венесуэльской нефти для своих партнеров Петрокарибе достигало 10 млрд. долларов.

[5] См., Хименес, Р. (2007), "Aspectos fundamentales del desarrollo cooperativo cubano", FLACSO.

[6] См., Диас, Б. (2005) "Migraciones Este-Oeste en Cuba. Las cooperativas agrícolas como vía de inclusión social". Презентация на IX Международный семинар UniRcoop, Рио-де-Жанейро.

[7] См. цит. 2

[8] См. "Aciertos y Desaciertos de las UBPC".






Эрик Туссен является председателем Комитета по списанию долгов странам «третьего мира» (CADTM) в Бельгии. Имеет докторскую степень в области политологии. Автор ряда работ по истории Латинской Америки и мировой политической экономики.

Всевидящее Око